Количество
|
Стоимость
|
||
|
Метод порошковой покраски металлических изделий основывается на притяжении частиц с противоположными электрическими зарядами. При окрашивании металла, порошковая краска переводится в аэрозольное состояние и проходит через электростатическое поле. Получив положительный заряд, частицы краски равномерно прилипают к поверхности.
Порошковая окраска обладает рядом преимуществ:
- Экономичность (наносится в один слой, излишки краски фильтруются и используются повторно, высокий коэффициент использования);
- Высокие эксплуатационные характеристики (прочность, защита от коррозии, долговечность);
- Возможность полной автоматизации процесса покраски;
- Отсутствие вреда атмосфере (при окрашивании не используются растворители);
Такой вид окрашивания значительно превосходит классические жидкие как по качеству и характеристикам покрытия, так и по коэффициенту использования: если жидкие краски используются на 25-65%, то, в случае с порошковыми красками, коэффициент их использования достигает 97%. Кроме того, энергозатратность порошковой покраски ниже любых других методов окрашивания на 20-40%.
ЭТАПЫ ПОКРАСКИ ИЗДЕЛИЙ
Процесс покраски порошковым методом делится на три этапа: очистку поверхности, нанесение покрытия и полимеризацию.
Очистка поверхности металла
Огромное влияние на прочность, равномерность и долговечность покрытия влияет именно этап очистки поверхности. Перед покраской, металлическое изделие необходимо обезжирить, очистить от ржавчины, окалины, устранить сколы, заусенцы и прочие неровности, а также провести фосфатирование или оксидирование. Очистка должна производиться всегда – даже новые изделия требуют обязательной обработки, т.к. в процессе производства они подвергаются сгибанию, штамповке, сварке и другим операциям.
Существует несколько способов обезжиривания поверхности:
- Вручную
- С использованием водных моющих растворов
- Пароводоструйным методом (обработка горячей пароводяной струей под давлением)
- Термическим методом (нагревание до 400-450оС)
- Пескоструйная обработка
После обезжиривания металла, поверхность необходимо подвергнуть механической обработке: удалению окалины, ржавчины, старой краски, заусенцев и неровностей. Механическая очистка производится вручную (проволочные щетки, абразивные шкурки), с использованием механизированного шлифовального оборудования (шлифовальные диски, пневмомолотки, вращающиеся проволочные щетки) или путем пескоструйной обработки. Совмещение способов очистки позволяет снизить общую стоимость очистных работ.
В случаях, когда предстоит использовать изделие в экстремальных климатических условиях, после очистки его следует подвергнуть обработке конверсионным составом: фосфатированию или оксидированию. Фосфатирование предназначено для черных металлов, а оксидирование – для цветных. Такая обработка улучшает антикоррозийную сопротивляемость металла, повышает качество, прочность и долговечность красочного покрытия. Помимо экстремальных климатических условий, такая обработка требуется при порошковой покраске дисков – автомобильные диски максимально подвержены коррозии и механическим нагрузкам, поэтому требуют дополнительной защиты.
По завершении всех этапов подготовки окрашиваемой поверхности, её подвергают дополнительной очистке от пыли и влаги (воздушная обдувка).
Нанесение краски
Прежде чем приступить к нанесению, необходимо выбрать тип краски, который будет соответствовать условиям будущей эксплуатации изделия. Порошковые краски делятся на множество типов (эпоксидные, полиакрилатные, полиэфирные, полиамидные и др.), каждый из которых предназначен для придания поверхности тех или иных свойств: декоративных, антикоррозийных, электроизоляционных и т.д.
На данный момент, наиболее современными методами нанесения порошковой краски являются электростатическое и трибостатическое напыление. Также существует третий способ: нанесение краски в кипящем слое – данный метод является морально устаревшим и используется крайне редко.
Существенных отличий между электро- и трибостатическим напылением нет – в основе обоих методов лежит притяжение противоположно заряженных частиц, только в случае с электростатическим напылением, частицы краски заряжаются проходя через электростатическое поле, а в случае с трибостатическим напылением, частицы заряжаются за счет трения.
Для нанесения требуется следующее оборудование:
- Краскопульт (распылитель)
- Покрасочная камера
- Порошковый резервуар (питатель)
Под высоким давлением, сжатый воздух и порошок подаются из резервуара в краскопульт, получают положительный заряд и распыляются на поверхность окрашиваемого изделия. Нанесение краски осуществляется в специальных камерах, позволяющих откачивать излишки краски и подготавливать их к повторному использованию (при помощи систем рекуперации).
Полимеризация
Окончательное затвердевание покрытия осуществляется путем полимеризации краски в специальных печах. Данные печи подразделяются на горизонтальные и вертикальные, тупиковые и проходные, а также различаются по типу питания (электрическое или топливное) и по типу нагрева (конвекционные, инфракрасные или комбинированные печи).
В печи изделие подвергается нагреву до 150-220оС (в зависимости от типа краски и окрашиваемой поверхности). Под воздействием высоких температур, частицы краски расплавляются и образуют равномерную пленку. При дальнейшем повышении температуры, покрытие проникает вглубь материала и окончательно затвердевает.